18 и 19 марта в соборе Александра Невского прошли богослужения Крестопоклонной Недели Великого поста. Третья Неделя (т. е. воскресенье) Великого Поста называется Крестопоклонной. За всенощной этого дня, после Великого Славословия, Крест торжественно выносится на средину церкви и остается там всю неделю. Всю седмицу перед Крестом Господним ежедневно совершаются богослужения. Первые два воскресенья Великого поста имеют догматический характер — иконопочитание и паламитский догмат. Два последующих имеют характер аскетический — Церковь вспоминает Марию Египетскую и Иоанна Лествичника. Крестопоклонная неделя объединяет в себе оба направления — догматику и аскетику.
Аскетический смысл поста не нуждается в пояснении. Пост сам по себе есть «самая распространенная» аскетическая практика. Однако часто забывают, что Великий Пост первоначально — время катехизации, научения вере.
Катехизация — подготовка к Крещению, рождению во Христе, вступлению в Церковь. Но Крещение есть ничто иное, как сораспятие со Христом — совместная с Ним смерть и воскресение. Весь Великий пост символически повторяет этот путь.
Крест — это вершина и догмы, и аскезы. Распятие Сына Божьего, как говорит апостол Павел — соблазн для иудеев, безумие для эллинов. Смерть Бога на Кресте — всё в христианстве. «Нести крест свой» — предельная заповедь, оставленная нам Спасителем.
Всё это напоминает нам Церковь в Неделю Крестопоклонную — напоминает о самом главном. Церковь говорит о Кресте, но не о страданиях Христа на нем, а о победе и радости. Многое в богослужении Крестопоклонной недели взято из пасхального богослужения. В середине Великого Поста, не лишним будет напомнить, что христианство — религия радости, веселья, ликования, победы. Мы спасены, ад побежден, смерть преодолена.
[vkalbum owner='-130528677' id='290882868']
https://vk.com/album-130528677_290882868