Ижевская епархия Московский Патриархат

24 января День памяти невинно убиенных казаков в годы лихолетья

24 января отмечается День памяти жертв политических репрессий казачества. В этот день по благословению митрополита Ижевского и Удмуртского Викторина в храмах Ижевской епархии проводятся панихиды и заупокойные литии о упокоении казаков, за веру и Отечество пострадавших в годы безбожной власти. В Александро-Невском соборе г. Ижевска состоялась поминальная служба. На заупокойной литии присутствовали казаки, прихожане собора.

24 января День памяти невинно убиенных казаков в годы лихолетья Для справки: 24 января 1919 года стало трагической датой в судьбе казачества. С тех пор День памяти жертв политических репрессий и геноцида проходит во всех казачьих округах. В этот день, 95 лет назад Оргбюро ЦК РКП (б) приняло секретную директиву «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах», подписанную Председателем ВЦИК Яковом Свердловым. Документ предусматривал беспощадный террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо участие в борьбе с советской властью. В результате политики расказачивания в 20-е 30-е годы прошлого века в России погибли миллионы казаков. По самым скромным подсчетам геноцид большевиками казачества унес  более 3 миллионов жизней. Расказачивание — политика, проводившаяся большевиками в ходе Гражданской войны и в первые десятилетия после неё, направленная на лишение казачества самостоятельных политических и военных прав, ликвидацию казачества как социальной, этнической и культурной общности, сословия Российского государства. Политика расказачивания вылилась в итоге в массовый красный террор и репрессии против казаков, что выражалось в массовых расстрелах, взятии заложников, сожжении станиц, натравливании иногородних на казаков. В процессе расказачивания также проводилась реквизиция я домашнего скота и сельскохозяйственной продукции, переселение бедняков из числа иногородних на земли, ранее принадлежавшие казакам. Отношение пришедших к власти большевиков к казачеству было двойственным и обусловлено реальными причинами. С одной стороны, оно было негативным, поскольку казаки, являясь профессиональными военными, не так давно «верой и правдой» служили российской монархии, защищая государство не только от внешних врагов, но и участвуя в подавлении беспорядков и выступлений рабочих, разгоняя демонстрации и конвоируя осуждённых по этапам. Казачество имело в собственности землю и привилегии, что не соответствовало определению эксплуатируемых, то есть тех, от чьего имени большевики проводили свою политику. С другой стороны, большевики, понимая, что казачество является хорошо организованной вооружённой силой, хотели привлечь казаков на свою сторону, либо, как минимум, на начальном этапе быть с ними в нейтральных отношениях. Духовный смысл трагедии расказачивания заключался в том, что казачество, являясь активной частью Российской империи, не воспротивилось свержению самодержавия. И как следствие – красный террор в казачьих станицах привёл к миллионным жертвам, включая детей, женщин и стариков. По материалам Арсеньевской епархии