2-е воскресенье после праздника Пятидесятницы посвященно памяти всех русских святых
Центральным моментом праздника является прославление Церковью святых, просиявших своими добродетелями в нашем Отечестве, и молитвенное обращение к ним.
Святые Церкви - наши помощники и предстатели перед Богом на протяжении всей нашей земной жизни, поэтому частое обращение к ним есть естественная потребность всякого христианина. Тем более, обращаясь к русским святым, мы имеем еще большее дерзновение, так как верим, что "наши святые сродники" никогда не забывают своих потомков, совершающих "любовию их светлый праздник".
Впрочем, в русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России: в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути, и, внимательно всматриваясь в их подвиги и взирая на кончину их жизни, стараемся, с помощью Божией, подражать вере их, дабы Господь и впредь не оставлял бы землю нашу Своей благодатью и являл бы в Русской Церкви святых Своих до скончания века.
Идея соборного празднования памяти русских святых появилась в середине XVI в., после прославления сонма русских святых на Московских Соборах 1547 и 1549 гг. Первая служба в честь «новых российских чудотворцев» была составлена Григорием, иноком суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, и предназначалась для пения 17 июля. Этот день стал первоначальной датой празднования Собора русских святых. После XVII в. это празднование сохраняется только в старообрядческой среде и совершается в неделю (т. е. в воскресенье) после памяти прор. Илии (20 июля).
Современное празднование Всех Святых, в земле Российской просиявших, было установлено по решению Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. Собор определил восстановить празднование дня памяти всех русских святых в 1-е воскресенье Петрова поста. Служба имеет много особенностей - она включает избыточный гимнографический материал, что позволяет со всей полнотой совершать ее как в воскресный, так и в будний день. Некоторые особенности составленной службы не вполне традиционны: поименное перечисление всех рус. святых на литии не имеет аналогов в древних службах (а после прославления сонма новомучеников на Архиерейском юбилейном Соборе 2000 г. стало практически неосуществимым), соединение 3 величаний, обращенных к Богу, Божией Матери и ко всем рус. святым, не находит соответствия в Типиконе.
Служба пользуется большой популярностью, некоторые ее тексты (напр., стихира «Земле русская») вошли в число наиболее известных и любимых в Русской Церкви.
Всякая святость во всех ее многообразных явлениях в истории у всех народов выражает последование Христу. После всех колебаний, преодолевая все соблазны национальной гордости, решаемся сказать, что в древнерусской святости евангельский образ Христа сияет ярче, чем где бы то ни было в истории. Первое и последнее впечатление, которое остается при изучении этой святости, - ее светлая мерность, отсутствие радикализма, крайних и резких отклонений от завещанного древностью христианского идеала. На наш взгляд, служба Всем святым, в земле Российской просиявшим, сполна подтверждает эту мысль.
Использованы материалы сайта azbyka.ru и pravoslavie.ru