5 июля 2017 года клирик собора благоверного князя Александра Невского г Ижевска, руководитель Миссионерского отдела Ижевской епархии протоиерей Олег Горбачев посетил храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла села Ягул Завьяловского района, где состоялось очередное собрание духовенства Завьяловского благочиния.
Священники обсуждали вопросы миссионерской деятельности на приходах. Кроме того поднимались насущные вопросы жизни приходов благочиния. Приводим доклад о. Олега на собрании духовенства:
1. Оглашение-Научение основам веры в первые века было столь актуальным, что учитель второго века Тертуллиан говорит: «Да станут христианами, когда научатся».С четвертого века, когда прекращаются гонения на Церковь и крещение младенцев становится повсеместной нормой, катехизаторская практика оскудевает, а впоследствии исчезает совсем.Сейчас Церковь оказалось в таком положении, что большинство ее членов крещено, но не просвещено. Именно для них, принявших таинство Святого Крещения в младенчестве, но не знающих основ православного вероучения и не воспитанных в традициях христианской духовности, нужно восстановить оглашение в церкви.
2. Миссионерская деятельность не должна прекращаться после того, как человек, уверовав, вошел в церковную ограду, хотя бы потому, что он может не устоять в чистоте веры и попасть или в руки мира сего или же на крючок сектантства. Миссионерской деятельности способствует тесное сотрудничество с сетью светских библиотек через создание в них миссионерских просветительских книжных фондов, организацию тематических выставок, посвященных православным праздникам и другим важным событиям церковной жизни (при соответствующем правильном юридическом оформлении этих отношений).
3. Целесообразно, чтобы каждый член общины имел свое миссионерское послушание. Миряне, которые привлекаются к ведению миссионерской деятельности, сами будут глубже познавать свою веру и тверже в ней стоять. Важно, чтобы миряне (особенно молодые) почувствовали свою личную ответственность за церковное дело и, соответственно, свою полезность Церкви. Одним из путей к такому осознанию могло бы стать установление постоянных храмовых дежурств мирян для общения с невоцерковленными людьми и разъяснения им православной литургической традиции.
4. Внутриприходская миссия предполагает высокую ответственность тех людей, которым поручается общение с посетителями храма (дежурные, работники у «свечных ящиков»). Их деятельность должна осознаваться как миссионерское поручение. В этом же аспекте рассматривается ответственность настоятелей за ту литературу (особенно периодику), которая поступает в храм для продажи или распространения.Желательно христиан, способных к педагогической, литературной, культурно-просветительской деятельности, которые могут найти контакт с творческой интеллигенцией, задействовать для проповеди, в той социально-культурной среде, которая им особо близка.
1. Апостолат мирян должен воплотить в своей деятельности изначальную апостольскую константу – Дух Святой обитает в каждом члене Церкви, и так как это Дух Христов, он не может не свидетельствовать о Царствии Божьем, «пришедшем в силе»Необходимо активизировать Апостолат мирян, который направит все усилия на социально-просветительскую работу в больницах, детских домах, местах исполнения уголовных наказаний и других учреждениях, связанных со слоями населения, нуждающихся как в материальной, так и духовной поддержке.
Цель воцерковления – введение человека в церковно – литургическую атмосферу прихода. Привести жизнь каждого члена общины в соответствие с требованиями Евангелия. Главное – сконцентрировать жизнь христианина вокруг Евхаристии. Однако в настоящее время литургическая жизнь ассоциируется только с богослужением, что в принципе неверно. Литургия, как «общее дело» служения Богу, продолжается и за порогом храма. Новообращенные не должны ощущать себя ненужными, поэтому следует заинтересовать их, показать их нужность в жизни прихода.Развитие многообразных миссионерских форм общения прихожан и пастыря не должно заслонять той истины, что центром жизни христианина является Евхаристия, как главное таинство Церкви, созидающее Тело Христово. Нужно четко сознавать, что стержнем, вокруг которого и ради которого христиане собираются воедино, является не священник, не та или иная храмовая святыня, не та или иная — пусть даже самая возвышенная — идея, не совместная борьба против каких бы то ни было заблуждений, но Сам Господь и Его Жертва, которой мы приобщаемся в храме. Необходимо воспитание осознания того, что Литургия является вершинной точкой суточного круга Богослужения. Восстановление христоцентричности церковного сознания невозможно без евхаристического общения и частого приобщения к Святым Дарам. Научение вере неотделимо от Евхаристии. Святой Ириней Лионский говорит: «Учение наше согласно с Евхаристией, а Евхаристия подтверждает учение».
Современные миссионеры призваны к нахождению особых подходов к различным возрастным группам приходской общины и мирян, что достижимо посредством организации мероприятий по интересам: клубов, летних лагерей, туристических походов и т.д. Для этого миссионер обязан хорошо владеть проповеднической риторикой: от высокого языка храмовой литургической проповеди до языка внехрамового общения с детьми или с молодежью, воинами, государственными служащими и т.д. Особое значение имеет донесение смысла Священного Писания на понятном людям языке.Среди тех социальных групп, к которым обращена миссия Церкви, особое место занимают группы социального риска: наркозависимые, ВИЧ-инфицированные, беспризорники. В работе с ними преобладающей установкой становится миссионерская приветливость. Она включает в себя доброжелательность и отзывчивость миссионера при работе с людьми, готовность идти на контакт с представителями различных социальных групп и религиозных верований, умение находить добрую опору в их воззрениях или совестных переживаниях, опираясь на которые можно подвести человека к покаянному преображению.
Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви напрямую устремлена на обеспечение духовной безопасности, на укрепление созидательных процессов во всех слоях нашего общества. Эта деятельность Церкви имеет несколько обоснований, в первую очередь духовное и правовое. В аспекте защиты духовной безопасности миссионерская деятельность состоит из четырех главных составляющих: духовно-просветительская; апологетическая; реабилитационная; информационная. Все они тесно связаны между собой и составляют единое информационное пространство.В своей благой деятельности православные миссионеры должны опираться на все созидательные силы общества. В этом контексте возможно социально-нравственное взаимодействие с общественными движениями и объединениями, в том числе, с иноверческими, в той степени, насколько это не противоречит каноническим основам православной миссии».