В первую Неделю Великого поста Церковь празднует торжество православия.
Этот праздник связан с VII Вселенским Собором (787 года), который окончательно установил в Православной Церкви почитание икон. В этот день вспоминается соборная победа Церкви не только над иконоборческой ересью, но и над другими ересями, которых в истории было великое множество (ересь это учение, которое сознательно противостоит правильной вере).
Сам праздник Торжества Православия возник в 843 году — тогда его отмечали в первое великопостное воскресенье. С тех пор в Церкви сохраняется традиция праздновать Торжество Православия в начале Великого поста.
Богослужение в день Торжества Православия и положенный по богослужебному уставу особый чин Торжества Православия были совершены и в Александро-Невском соборе г. Ижевска. Богослужения возглавил ключарь храма иеромонах Иоанникий (Филиппов).
Отец Иоанникий так говорит о смысле этого праздника:
"Если говорить о духовном смысле праздника для нас, простых верующих, для нашей духовной жизни то, конечно, Торжество Православия можно понимать несколько шире, не только в догматически-богословском смысле. Когда человек вступает на путь поста, стараясь больше молиться и аскетически себя в чем-то ограничивать, то здесь, как раз, торжество-то веры и начинается. Конечно, мы можем просто на словах декларировать свою православную веру, но постоянная жизнь во Христе, та ревность, с которой многие приступают к Великому посту – вот это и можно считать, своего рода, личным Торжеством Православия.
Это уже определенный опыт человека, а не только воспоминание о событиях и догматических спорах в Церкви почти тысячелетней давности.
В современных реалиях Торжество Православия надо также понимать как некий личный подытог начала Великого поста, когда верующий человек, действительно, старается жить так, как должен жить христианин, в максимально возможную для себя меру.
Прежде всего, человек начинает больше молится, ходит на службу. И все эти усилия в итоге приводят к торжеству личной жизни во Христе. Именно на этом, как мне кажется, и стоит делать сегодня акцент, а не только заострять внимание на догматических определениях, которые при этом, несомненно, утверждают этот праздник".