11 октября, в субботу перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы, Русская Православная Церковь совершает поминовение усопших (Покровская родительская суббота).
Этот день поминовения усопших первоначально был установлен для поминания погибших при взятии Казани в 1552 году православных воинов. Павшие во время штурма 13 октября 1552 года были похоронены недалеко от Казанского кремля в том месте, где сейчас находится храм-памятник в честь Нерукотворенного Образа Спасителя. Царь Иоанн Грозный повелел установить по этому случаю особый поминальный день всех погибших – Покровскую родительскую субботу.
Впоследствии православные христиане в этот день стали творить память не только православных воинов, убиенных при взятии Казани, но вместе с ними и всех своих усопших родных и близких.
В этот день во всех храмах Удмуртской митрополии совершаются заупокойные Литургии и панихиды.
В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан.
Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях.
Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.
Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.